picНынешний культурный календарь года стартовал с события весьма примечательного. В зале камерной и органной музыки Челябинской филармонии прошел в двух отделениях удивительный по своему разнообразию и уровню исполнения концерт, хотя большинство певцов — любители. Это своеобразный творческий отчет хористов, посвященный сразу двум круглым датам — 70-летию нашего знаменитого патриарха, заслуженного работника культуры, руководителя хоровых коллективов, где выросли до уровня профессионалов множество певцов. Речь идет конечно же о Владимире Шереметьеве. А второе событие, сопряженное с первой круглой датой, — полвека профессиональной деятельности Владимира Александровича, пятьдесят лет его подвижничеству в деле хоровой культуры региона.

…В самом деле, Владимир Шереметьев живет, существует в страстном, бурном, драматическом и счастливом деле пения значительно больше полувека. Пятьдесят лет — это годы, отданные воспитанию, пестованию юных талантов в таких известнейших и славных коллективах, как, например, знаменитая детская хоровая студия «Мечта», мужской хор и многих других.

Про студию «Мечта», некогда визитную карточку области, разговор с Шереметьевым затевать, — бередить одну из самых болевых точек его души. Не буду перечислять все награды множества хоров этого коллектива — от регионального, всероссийского признания до международного. Были времена, когда в студии «Мечта» одновременно существовали и шли к вершинам творчества до десятка различных хоровых коллективов.

А чтобы вырастить до заметных высот, требуется, как считает маэстро, не меньше пяти лет упорнейшей работы. И сотворчества — руководителя коллектива и каждого его певца. Четыре года по мнению Шереметьева, это еще период младенчества творческого коллектива, а первые три года неизбежно уходят на ликвидацию, увы, элементарной музыкальной безграмотности…

О студии «Мечта» Шереметьев сейчас говорит с болью и грустью: «Спрашиваете, сколько же лет «Мечте»? В этом году было бы 38. Почему было бы?

Нас просто за ненадобностью выставили на улицу, а все наши юные таланты на положении… беспризорных. Нам, чтобы возродить знаменитую «Мечту» из пепла многого не требуется, необходимо лишь помещение для занятий и репетиции хора».

Сейчас прославленный в регионе хормейстер занимается преподавательской деятельностью на вокальном отделении в старейшей в Челябинске детской школе искусств №1. Но «Мечта» перебазироваться сюда вслед за своим руководителем не может — нет подходящего помещения.

А сама ДШИ-1, которой, кстати, исполняется 90 лет, базируется в том же первом, цокольном этаже обыкновенного жилого дома-хрущобы, в который въехали лет эдак 60—70 назад! А масштаб работы для опытнейшего хормейстера в ДШИ-1, конечно же, маловат для его опыта, таланта и возможностей.

Сравните: в «Мечте» у Шереметьева ежегодно занимались сотни юных хористов, а в классе школы искусств у него лишь девять счастливчиков… Из них хора не построишь.

Себя Владимир Шереметьев не выпячивает ни в коем случае, заслугами не козыряет. Напротив, утверждает, что в Челябинске еще сохранился потенциал молодых и талантливых педагогов-хормейстеров. Его учеников, способных подхватить эстафету мастера.

— Было бы только помещение, они и без меня в момент «Мечту» возродили бы, — рассуждает Владимир Александрович. — Да и не за грамоты-премии мы работаем с детьми. Лучшая для нас, педагогов, награда — успех наших учеников в самых строгих по отбору конкурсах. По большому счету, даже и не это главное.

Ребята, которые лет за пять прошли у нас школу пения, хоровую подготовку, становятся истинно культурными духовно чуткими людьми. Не зря ведь утверждают — голосом поющего ребенка с нами разговаривает Господь.

Один из выпускников «Мечты», нынче успешный бизнесмен, организовал в знак уважения к искусству и своему учителю благотворительный концерт хористов на весьма престижной сцене. Была выпущена и красочная афиша. Правда, с одной ошибкой — мужской коллектив хорового пения в афише значился: «Хор имени В.А. Шереметьева». Конечно, маэстро, указал на ошибку в афише своему ученику.

Тот искренне удивился: «А разве не так, Владимир Александрович?! Неужели я ошибся?»

Возвращаюсь к недавнему юбилейному концерту хористов Владимира Шереметьева. Все первое отделение состояло из произведений хормейстера, написанных им за прошедшие десятилетия. В том числе и музыка духовная.

Второе — избранное из репертуара. Спросил Владимира Александровича, когда же его жизнь подтолкнула в лоно хорового искусства, к пению.
— Начал петь, сколько себя помню, — говорит Владимир Александрович. Моя мама, Надежда Наумовна, к искусству профессионального отношения не имела, была прозаическим бухгалтером.

Но пела замечательно, например, четверть века со сцены Челябинского оперного театра в составе театрального самодеятельного хора. Пела здесь до преклонного возраста, до 85 лет. Выступали и в Москве, Ленинграде, Свердловске. Так вот она мне рассказывала, что я еще трехлетним мальчишкой запирался в комнату, чтобы никто не мешал и во весь голос, что было мочи, распевал песни и услышанные от мамы арии…

Еще что выручает в последнее десятилетие маэстро Шереметьева, так это его удивительная по своему смелому замыслу идея — создать объединение хоров детских садов Тракторозаводского района, где нынче живет Шереметьев. Из сорока возможных откликнулось десять музработников. И произошло невероятное дело, настоящее чудо! Под эгидой мастера обычные современные ребятишки вдруг запели. И еще как!

Представьте себе хор из ребят пяти—шестилетнего возраста в хоре на полторы сотни певцов, к тому же, поющих в… унисон. Как настоящие артисты, много лет упорно репетировавшие на сцене! А секрет этой невероятной, на первый взгляд, вещи весьма прост: все дети талантливы от рождения.

Главное, суметь им помочь разбудить природные данные, не позволить погибнуть под натиском безвкусной и опасной масс-культуры и бездумных и бездуховных шлягеров…

Чуносов Александр Александрович

Источник: up74.ru

Comments are closed.