Уходящий год был в Казани чрезвычайно богат на культурные события. Самые знаковые из них, и в этом главная особенность 2007 года, проходили в формате фестиваля.

Казань фестивальная

Старейший музыкальный фестиваль России – Международный оперный имени Федора Шаляпина – праздновал 25-летие. Его можно считать лучшим музыкальным проектом года: перед публикой выступала целая когорта востребованных во всем мире звезд – Ольга Бородина, Анатолий Кочерга, Паата Бурчуладзе, Томоко Тагучи…

Самым неудачным музыкальным проектом года я бы назвала Второй фестиваль симфонической музыки имени Натана Рахлина. Ошибкой кажется его “рваный” график работы (три концерта за 20 дней), недоумением – что познакомил меломанов только с одним выдающимся дирижером современности (Дмитрий Лисс).

Самый амбициозный фестиваль 2007 года – III Международный фестиваль мусульманского кино “Золотой Минбар”, на церемонию открытия которого была приглашена Катрин Денев. Обидно, что для популяризации фестиваля за рубежом мадам Денев не сделала ровным счетом ничего. Это урок для организаторов: приглашая на “Минбар” звезду мирового уровня, нужно не просто оплачивать ей “турпоездку”, но и оговаривать обязательства с ее стороны.

На III “Золотом Минбаре” случился и самый громкий культурный скандал года: из-за неразберихи с документами члена жюри Инала Шерипа не пустили на банкет с президентом Шаймиевым. Про обиду господина Шерипа на “восточное негостеприимство” рассказали все центральные СМИ.

Интересным начинанием года можно считать инициативу мэра Казани – Первый литературно-музыкальный фестиваль “Аксенов-фест”. Среди его участников были Василий Аксенов, Белла Ахмадулина, Андрей Макаревич, Михаил Веллер, Евгений Попов… Пожалуй, это был один из двух самых интеллектуальных проектов года. Под другим имею в виду гастроли в Казани петербургского театра Льва Додина.

Самой революционной инициативой года стал в Казани Первый фестиваль видеоарта “Видеолинии”, организованный галереей современного искусства “Аврора-1991”. Особую значимость этому проекту придало само время. Сразу после показа в Казани произведений известных русских художников Мизина и Шабурова (дуэт “Синие носы”) разразился громкий скандал: работы этого дуэта назвал “порнографией” министр культуры РФ Александр Соколов и запретил экспонировать на выставке “Соц-арт” Третьяковской галереи в Париже…

Галерея “Аврора-1991” – серьезный игрок на культурном поле Казани. Среди самых заметных событий года, кроме фестиваля видеоарта, именно ее инициативы: гастроли театра марионеток Резо Габриадзе, выставка фотографий дореволюционной России Сергея Прокудина-Горского, презентация лучшего татарстанского фильма года – “121” Салавата Юзеева…

Казань юбилейная

Кто только не праздновал юбилеи в уходящем году! Казанское театральное училище – 85-летие, русский тюз – 75-летие. И только труппа лучшего драматического театра Казани – Камаловского – блестяще продемонстрировала на вечере в честь своего столетия, что юбилейные торжества – повод не для пафоса, а для одной только радости.

Незаслуженно скромно прошел юбилейный ХХ Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева. Ожидаемо скучно – 70-летний юбилей Татарской филармонии. С невероятным размахом – симфоническими концертами в Москве, Санкт-Петербурге и Казани – отметил 50-летие композитор Рашид Калимуллин. Кардинально после юбилея изменилась жизнь к лучшему только у Симфонического оркестра РТ: сорокалетний коллектив перешел из ведения филармонии в БКЗ им. Салиха Сайдашева.

Герои года

Героями года в мире культуры можно считать постановочную группу татарской оперы Резеды Ахияровой “Любовь поэта” в театре им. Мусы Джалиля, номинированную на Национальную премию России “Золотая маска”. Если говорить об академической музыке в Казани, то звания “музыкант года” заслуживает наша блистательная пианистка Софья Гуляк. Она стала единственной россиянкой, попавшей в полуфинал авторитетнейшего Международного конкурса имени Маргариты Лонг и Жака Тибо в Париже: завоевала третью премию и приз Национального оркестра Франции. В этом же году она стала первой россиянкой, победившей на Международном конкурсе пианистов имени Уильяма Кэпелла (США). Среди конкурсов, которые Гуляк в этом году проигнорировала, – XIII Международный конкурс имени Чайковского. А казанцам он дорог благодаря победе в номинации “Сольное пение” Альбины Шагимуратовой – солистки оперы театра им. Мусы Джалиля. И у Шагимуратовой, и у Гуляк только один недостаток: они крайне редко выступают в Казани. Однако на победу в печальной номинации “Сожаление года” может смело претендовать только Григорий Первин: замечательно проработав директором Качаловского театра 19 лет, он уволился по собственному желанию…

Айсылу КАДЫРОВА

Comments are closed.