В эти дни исполняется пять лет со дня открытия Государственного Большого концертного зала имени Салиха Сайдашева. Они вместили немало памятных для культурной жизни республики и ее столицы событий: концерты оперных звезд, знаменитых дирижеров и виртуозов, а также фестивали, конкурсы, мировые премьеры. Не раз за эти годы концертный зал становился и центром общественно-политической жизни: здесь проходили II Всемирный конгресс татар, инаугурация Президента Татарстана и другие торжественные церемонии.
По признанию многих выдающихся артистов и авторитетных политиков, включая Президента России Владимира Путина, именно здесь, в новом концертном зале, они смогли в полной мере ощутить национальный колорит. Их восхищения и благодарности удостоились также высочайший уровень технической оснащенности зала и поистине европейский комфорт. Но, пожалуй, ни разу до сих пор нам не доводилось увидеть Государственный концертный зал глазами его директора – заслуженного деятеля искусств Татарстана Мансура Шигапова. Для него ГБКЗ это прежде всего большое и, без всякого преувеличения, беспокойное хозяйство.
Сорок из шестидесяти штатных работников концертного зала – технический персонал: уборщицы, гардеробщицы, смотрители и т. д. Люди в униформе со швабрами и скребками, естественно, никогда не бросаются в глаза, но зримые следы их присутствия – это неизменные блеск, чистота, отсутствие толкучки на входе и в гардеробе.
– Дня не проходит, чтобы мы не меняли перегоревшие лампочки или пришедшие в негодность дверные ручки, – рассказывает Мансур Ахметович.- Дорогое оборудование, привезенное из Англии, со временем, увы, тоже ветшает. Возьмем, к примеру, парогенераторы, поддерживающие в здании необходимый уровень влажности. Срок их годности – всего шесть месяцев. Так неужели каждый раз заказывать в Англии? Подумали и нашли выход: теперь эти генераторы делают для нас на авиационном заводе.
Концертный зал, как вы помните, сдавался в сжатые сроки, так что недоделок хватало. И поныне на их ликвидацию уходит много сил. Например, в камерном зале вообще не было кондиционеров. Сейчас мы установили три, но все равно этого недостаточно. Половину всей кровли пришлось крыть заново…
И еще о многом болит голова у директора концертного зала. Он уверен, что можно было бы работать лучше и сделать больше, но пока ему связывает руки двойное подчинение зала. Его оборудование поныне числится на балансе консерватории, хотя есть и решение, и вся документация о передаче концертного зала, на правах самостоятельного объекта, Министерству культуры. Оно, кстати, уже и деньги выделило на определенные хозяйственные нужды, но директор из-за своего подвешенного состояния пока не может использовать их по назначению. В конце концов сохранить добрые отношения с руководством консерватории для Шигапова не менее важно.
– После того как Татарская филармония обзавелась своим залом, многие высказывали опасение, что наше здание опустеет, – говорит он. – Но, слава Аллаху, этого не случилось. Ежемесячно у нас проводится 30-34 концерта. Та же филармония для самых интересных концертов арендует наш зал. Арендная плата у нас сравнительно небольшая, для бюджетных творческих коллективов она составляет всего пять тысяч рублей. Правда, есть одно “но”: “зеленый свет” мы даем только высокопрофессиональным музыкантам. Таким, например, как оркестр “La Primavera”.
А кроме концертов, проводим экскурсии для желающих осмотреть зал. Кстати, с годами их не становится меньше. В иной день организуем три-четыре такие экскурсии.
Престиж концертного зала как центра музыкальной жизни еще больше вырос после присвоения ему имени Салиха Сайдашева. И теперь директору все чаще задают вопрос: когда же здесь появится свой постоянный творческий коллектив? Понятно, что это зависит не только от него, но, в свою очередь, директор и сам хотел бы надеяться, что это вопрос времени, причем ближайшего, и даже название будущему коллективу придумал – президентский оркестр! Но… В штатном расписании концертного зала, где установлены два прекрасных органа, пока нет даже ставки органиста!
И все-таки пять самых трудных лет прожиты недаром. Сегодня Государственный Большой концертный зал – это не просто архитектурная достопримечательность, а такое же культурное достояние республики, как оперный театр или Национальная библиотека. К роскошному фасаду и интерьерам быстро привыкаешь, куда труднее осветить их внутренним светом, поддержать в них творческую жизнь. Иными словами, следите за афишами – Большой концертный зал вступает в новый сезон…
Автор: Ольга КРУЧИНА
Дата: 1.09.2001
Источник: “Республика Татарстан” № 175 (24472)