Татарская филармония им. Г.Тукая уже не раз дарила нам встречи с выдающимися музыкантами. Одна из них состоялась недавно. На сцене БКЗ им.С.Сайдашева выступил молодой, но уже всемирно известный скрипач из Новосибирска Михаил Симонян. Его сравнивают с Давидом Ойстрахом в пору расцвета таланта маэстро. И действительно, восхождение Михаила Симоняна на музыкальный Олимп казалось стремительным. Ему было одиннадцать лет, когда его признали лучшим юным скрипачом России. На следующий год он был удостоен первой премии уже на международном конкурсе юных скрипачей, а еще через год Михаил стал лауреатом Международного конкурса им. Иегуди Менухина во Франции. В 2000-м состоялся его дебют в “Карнеги-холле” и с ним пришло мировое признание.
Сегодня Михаилу Симоняну 21 год, он обладатель многих престижных наград, активно концертирует во многих странах и играет с лучшими оркестрами мира.
В нынешний свой приезд в Казань Симонян с блеском исполнил в сопровождении Государственного симфонического оркестра Татарстана под управлением Рашида Скуратова труднейший концерт Яна Сибелиуса. Мастерство и виртуозность гостя в сочетании с яркой эмоциональностью вызвали восторг слушателей. А завершил он свое выступление проникновенной пьесой Эрнста Блоха “Поминальная молитва”, посвятив исполнение памяти своего наставника, дирижера Новосибирского филармонического оркестра Арнольда Каца.
После концерта Михаил Симонян дал интервью нашему корреспонденту.
– Михаил, вы уже третий раз в Казани. Чем вам интересен наш город?
– О, для меня это город особенный. Ведь именно здесь началась моя артистическая карьера – я сыграл свой первый в жизни концерт с оркестром, а дирижировал тогда воспитавший меня как музыканта маэстро Арнольд Кац, ныне, к сожалению, уже покойный. И поэтому мне так радостно приезжать сюда. Дорого и то, что здесь меня очень тепло принимают, да и оркестр у вас очень хороший, с ним всегда приятно играть. А сегодня он был просто на высшем уровне.
– От ведущей концерта Светланы Захаровой мы узнали, что произведение Яна Сибелиуса, которое вы так блестяще исполнили, появилось потому, что композитор “заболел” скрипкой.
– А я слышал, что Сибелиус играл на скрипке только более или менее – ему не давались все пассажи. И этот концерт – месть композитора всем скрипачам: “Концерт мой дико сложный, сыграйте-ка его!” А я впервые исполнил его в пятнадцать лет и с тех пор играл много раз.
– Интересно, а как вы “заболели” скрипкой?
– Это произошло случайно. Когда мне было четыре года, впервые по телевизору услышал игру на скрипке, и это произвело такое впечатление, что я заставил маму отдать меня в музыкальную школу. Так все и началось…
– А почему вы получали высшее музыкальное образование в Америке?
– Дело в том, что в тринадцатилетнем возрасте я успешно дебютировал с Российско-Американским юношеским оркестром в “Линкольн-центре” и на следующий год получил грант на обучение в Институте им.Кертиса в Филадельфии. Моим педагогом был Виктор Данченко, ученик Давида Ойстраха.
– Значит, вы, можно сказать, “внук” великого мастера?
– Скорее, праправнук…
– Известно, что вас благословил сам Иегуди Менухин, великий скрипач. Как произошла ваша встреча?
– Во французском городе Булонь-сюр-Мер проходил конкурс его имени и он дирижировал оркестром, в сопровождении которого я играл концерт Мендельсона. Мы целую неделю были вместе, он, кстати, прекрасно говорил по-русски, я очень многое от него узнал. И он действительно меня благословил.
– А что вы получили, общаясь с ним?
– Что можно получить от общения с живой легендой и гением? Помню, перед этим конкурсом я смотрел на видео, как Иегуди Менухин играет с Давидом Ойстрахом двойной концерт Баха. А когда увидел его воочию, то поначалу даже не поверил своим глазам: явь это или сон? Маэстро Менухин научил меня дисциплине, без которой не может быть настоящего музыканта, и приучил больше думать о том, что ты исполняешь.
– Главное – мысль, а не техника?
– Конечно, но и техника тоже важна. У многих она природная, а другим приходится нарабатывать.
– А вам?
– Мне приходится нарабатывать.
– 3наю, что к вам очень тепло относится Владимир Спиваков. Его фонд помогает талантливым ребятам, наверное, такую же роль он сыграл и в вашей жизни?
– Да, конечно. Но можно назвать многих, кто принял участие в моей судьбе. Это также Валерий Гергиев, с оркестром которого я не раз выступал, и мой педагог Виктор Данченко, и американский профессор Пинкас Цукерман…
– Правда, что одним из первых ваших инструментов была скрипка Амати, подаренная Спиваковым?
– Абсолютно верно. На ней он сам играл, когда учился на первом курсе Московской консерватории.
– А на каком инструменте вы играете теперь?
– Это скрипка работы моего друга поляка Самуэля Зигмунда Тобича. Он живет в Нью-Йорке. Считаю его самым лучшим в мире мастером. Сейчас на его инструментах играют многие талантливейшие музыканты. Максим Венгеров, Вадик Репин…
– Что, по-вашему, в музыканте главное?
– Он не может состояться без трудолюбия, дисциплины, таланта и ума.
К сожалению, девяносто процентов играющих на скрипке или фортепьяно просто отрабатывают номер, и все это скучно, неинтересно. Существует очень мало настоящих музыкантов…
– Думаю, что настоящему музыканту свойственна еще и способность погружаться в музыку целиком. На концерте было видно, что вы, играя, ушли от нас и находились во власти музыки Сибелиуса, а потом вернулись. Правда?
– Так оно и было.
– Часто можно услышать или прочитать, что Михаил Симонян – это “звезда”, “первая скрипка”… Как вы относитесь к подобным оценкам?
– Да никак. Думаю, что музыкант должен быть личностью, уметь выдвинуть свою идею и донести ее до слушателей.
– На смену корифеям старшего поколения пришла целая плеяда великолепных молодых музыкантов, и не только скрипачей. Недавно у нас выступал Денис Мацуев, замечательный пианист…
– Это мой друг. Благодаря ему в России проводятся фестивали молодых музыкантов “Крещендо”, в которых участвуют наши соотечественники, уехавшие за рубеж. Я тоже всегда выступаю. А однажды играл там с вашим земляком, прекрасным пианистом Рэмом Урасиным.
– Вы много концертируете и в Европе. Как-то играли для участников Международного экономического саммита в Давосе. Интересно, тамошняя публика по восприятию музыки отличается от обычной?
– Нет, нисколько. Как и первые лица государств, перед которыми я тоже играл, – это наш Президент Владимир Владимирович Путин, Джордж Буш, Билл Клинтон. Последний, как известно, сам музыкант, и мы даже планировали с ним вместе поиграть, но не получилось.
– Где вам сложнее играть – на родине или за рубежом?
– Конечно, в Новосибирске, где меня знают с детства и следят за моим творчеством, а также в Москве – там очень сложная публика. В Америке публика специфическая. Она очень эмоциональная, но успех часто бывает обманчив. Действительно, ты можешь сыграть там быстро, громко, но фальшиво, и все равно будут кричать “браво!”. А на следующий день может появиться совершенно отвратительная статья о твоем выступлении. А если у нас публика аплодирует тебе, то, значит, ты действительно был на высоте.
– Знаю, что с вами всегда ваша мама. Но как вы себя чувствуете вдали от отца, брата и сестры?
– Но я с ними бываю часто. Несколько часов лета – и я в Новосибирске, в родном доме. А мама, молодец, и сюда приехала, да еще вместе с Нелей, моей сестрой.
– Миша, вас с восторгом слушала не только публика, но и ваши казанские коллеги – молодые скрипачи. Что бы вы хотели им пожелать?
– Для каждого музыканта самое главное – это успех, потому что без него он зачахнет, умрет как музыкант. Поэтому желаю им больше выступлений, больше успехов, больше улыбок слушателей.
– А что бы вы пожелали читателям газеты “Республика Татарстан”?
– Всего самого наилучшего и творческих успехов – каждому.
Автор: Армен МАЛАХАЛЬЦЕВ
Источник: http://www.rt-online.ru/numbers/culture/?ID=32615