Не желая уступать ни одного дня весне календарной, 1 марта на сцене Вятской филармонии стартовал VI музыкальный фестиваль «Вятская весна-2012».

Отличительной особенностью этого года стало то, что открытие и финал фестиваля пройдут под знаком оперы. Это нерядовые события для Вятки — города, в котором отсутствуют оперный и музыкальный театры, а гастрольные маршруты оперных трупп пролегают вдали от него.
Последним значительным событием в оперной жизни региона были гастроли коллектива Московского академического Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко в июле 2006 года, но с той поры прошло уже более пяти лет.
pimpinone

Опера «Пимпиноне, или Неравный брак» на сцене Вятской филармонии

Порадовать любителей оперного искусства взялся Вятский камерный оркестр совместно с солистами Московского государственного академического Камерного музыкального театра имени Б. А. Покровского. Впервые на сцене концертного зала Вятской филармонии прозвучала комическая опера Георга Филиппа Телемана «Пимпиноне, или Неравный брак» на либретто Иоганна Филиппа Преториуса, адаптировавшего сюжет одноимённой оперетты Томазо Альбинони.

Георг Филипп Телеман, современник Баха и Генделя, в 1725 году создаёт «Пимпиноне» специально для представления между актами «Терпеливого Сократа», своей первой оперы, написанной для оперного театра Гамбурга, музыкальным директором которого он тогда являлся. По моде, пришедшей из Италии, «Пимпиноне» написана в форме intermezzo giocoso – коротких комических музыкальных спектаклей, исполняемых в антрактах между частями основного представления вечера, более серьёзной и монументальной «большой» оперы. Такие интермедии служили развлечением публики, которая предпочитала оставаться в зале во время длинных антрактов.

Из многих intermezzo, сочиненных Телеманом, только «Пимпиноне» было суждено дожить до наших дней в авторской рукописи, остальные были потеряны. В наши дни, приобретя статус самостоятельного произведения, она исполняется в одном действии, в трёх картинах. Состав участников невелик: сопрано, бас-баритон, струнный оркестр. Речитативы звучат в сопровождении basso continuo. Нехитрый сюжет повествует об извечном противостоянии мужчин и женщин.

На сцене появляется милая девушка Веспетта (Ирина Алексеенко) и поёт прелестную маленькую арию, где перечисляет свои достоинства горничной. Полная остроумия музыка имеет характер чисто неаполитанский — в ней нервная живость, внезапные остановки и скачки, насмешливые ответы оркестра, подчеркивающие или отрицающие список добродетелей Веспетты, жаждущей получить работу служанки в доме богатого холостяка Пимпиноне (Роман Шевчук). Он не стар и не глуп, но неловок в обществе и критичен к своей внешности, легко смущается от комплиментов и теряет контроль, неуравновешен и часто выходит из себя, что придает живость его характеру.

Во второй картине Веспетта просит прощения за пустячный проступок, но проделывает это таким образом, что получает похвалы. Она планомерно добивается своей цели и по мере того как, завладевает домом, ключами и кошельком, доводит дело до того, что Пимпиноне предлагает ей стать Пимпиноной.

В третьей картина она, уже сделавшись госпожой, постепенно превратилась в невыносимую капризную супругу, третирующую и унижающую на каждом шагу своего мужа. Между Веспеттой и Пимпиноне вспыхивает ссора, и они как могут, обзывают друг друга. Но Веспетта сильнее — теперь она распорядительница в доме, Пимпиноне под её каблуком, он одинок, и ему остаётся только тихо жаловаться на превратности судьбы. Он разыгрывает сам с собой разговор жены с некой кумушкой (подражает обоим голосам), затем спор между собой и женой, где последнее слово остается не за ним. В финальном дуэте Пимпиноне, получив взбучку, хнычет, тогда как Веспетта покатывается со смеху.

В «Пимпиноне» нашли свое отражение традиции итальянской оперы-буфф, но финал нельзя назвать типичным для этого жанра — отсутствует традиционный happy end. Партитура изобилует изящными мелодиями и характерными ариями, расцвечена богатством музыкальных интонаций, красноречиво характеризующих персонажей.

Ожидая от премьеры обычного концертного исполнения, публика была приятно удивлена, когда увидела на сцене декорации и оркестр, разместившийся в оркестровой яме, специально расконсервированной по такому случаю.

Зрителям была представлена semi-stage версия возобновлённой в 2009-м постановки (образца 1983 года) театра Бориса Покровского. Хотя сюжет «Пимпиноне» является вневременным, но сценография выполнена в классическом стиле, без модной ныне актуализации происходящего и переноса действия в современность.

Яркие роскошные костюмы героев удачно стилизованы под одежду «галантного века». Ввиду ограниченности возможностей, декорации спектакля, конечно, скорее условны, но все необходимые основные предметы быта в доме Пимпиноне присутствуют. Но всё же в третьей картине на сцене появляется «кровать-раскладушка» времён «развитого социализма», а в руках Пимпиноне газета «Спорт-экспресс», придающие дополнительный комизм происходящему.

В оригинальном либретто Преториуса использованы два языка: немецкий и итальянский. В Вятке спектакль шёл на русском, дабы каждому зрителю был ясен смысл действия, что, на мой взгляд, весьма разумно.
Приглашённые солисты Камерного театра имени Б. А. Покровского Ирина Алексеенко и Роман Шевчук порадовали своими вокальными и актёрскими данными. Они не ограничились только формальным озвучиванием нот, но и создали яркие и запоминающиеся образы своих героев. Соло на клавесине исполнил заслуженный артист России Владимир Апекишев, концертмейстер театра.

Для Вятского камерного оркестра и его руководителя Константина Маслюка, занявшего в этот вечер место за пультом, исполнение оперы стало их общим дебютом в этом жанре. С первых нот, наполнив зал звуками музыки эпохи «барокко», они отлично справились с этой задачей, на деле опровергнув поговорку, что первый блин – комом.

Classica.FM поздравляет коллектив с успешной премьерой и выражает надежду на дальнейшее продолжение начинания.
Источник : classica.fm

Comments are closed.