Еще меломаны осмысливают несомненно приятные впечатления от недавнего смелого творческого эксперимента в Государственной Ставропольской краевой филармонии – программы «неоклассики» в блестящем исполнении камерного хора, – а в стенах красивого исторического особняка уже зреет для них новый сюрприз. Совсем скоро появятся афиши, приглашающие нас на премьеру мюзикла.

Здесь нелишне вспомнить, что всего лишь полтора года назад ставропольцы получили возможность услышать в зале филармонии первую «собственную» оперу: своими творческими силами была поставлена опера Рахманинова «Алеко» по пушкинским «Цыганам». И тогда специалисты-музыковеды сделали дружно вывод: для нашей публики, этим жанром ныне не избалованной, как и не слишком к нему пока готовой, «Алеко» – наилучший путь к познанию высокой классики. Мы увидели яркое, красивое зрелище, услышали чудесную классическую музыку. Осуществил постановку главный режиссер Волгоградского государственного театра «Царицынская опера» заслуженный деятель искусств РФ Михаил Ковальчик. Он достаточно известен в нашем крае по периоду работы художественным руководителем Пятигорской оперетты. Именно ему предложено руководством филармонии поставить и нынешнюю новинку. Сегодня М. Ковальчик рассказывает о ходе этой работы.

– Михаил Станиславович, вашу работу с коллективом Ставропольской филармонии над первой оперой до сих пор с восторгом вспоминает наша публика. Хотя ведь это был в чем-то рискованный эксперимент?

– Прежде всего это был очень смелый, с моей точки зрения, творческий шаг. И успешный шаг! Да уже одно то, что в зале филармонии была специально сделана и оборудована ранее не существовавшая оркестровая яма… Словом, замечательно нам всем тогда работалось. Притом приходилось учитывать некую «странность» Ставрополя – по-моему, это сегодня едва ли не единственный в стране региональный центр, не имеющий своего музыкального театра.

– Горькое для нас, но справедливое замечание, ведь уже и в, казалось бы, очень отдаленных сибирских городах давным-давно такие театры работают… Впрочем, у нас и кукольный в аварийном здании, а театра юного зрителя и вовсе нет…

– А там это уже стало нормой культурной жизни, как и театры драмы. Я вот вчера посетил спектакль вашего драмтеатра – полный зал народу, восторженный прием. Значит, театр сумел собрать свою публику. И значит, немалый пласт населения обладает достаточно высоким уровнем культуры, способен воспринимать и настоящее музыкальное искусство. Что стало особенно понятно после выхода нашего «Алеко»… Да, есть в крае Пятигорская оперетта, она наезжает в краевой центр раз в год на неделю, максимум десять дней. Конечно, это не решает проблемы «музыкального голода». Вот почему мне, как человеку стороннему, приезжему, приходится констатировать: ставропольцы обделены широким спектром музыкальной культуры. На этом фоне особенно важными представляются усилия краевой филармонии, прежде всего ее директора Валентины Куникиной, направленные на то, чтобы ликвидировать этот досадный в наше время пробел, заполнить пустующую нишу. Думается, власти края в этом направлении недорабатывали на протяжении десятилетий. Поймите правильно: я сейчас никого не упрекаю, просто констатирую сложившуюся ситуацию. В этой ситуации названный шаг филармонии – постановка первой оперы – как раз служит очень нужному, доброму делу.

– Теперь уже речь о втором шаге… Почему мюзикл?

– Учитывая непростое финансовое положение не только в области культуры, но и в медицине, образовании и т. д., возникает потребность в таком исходном материале, который был бы привлекателен и доступен для зрителя. Идея мюзикла принадлежит Валентине Викторовне, а конкретный материал предложен мной. Особенность будущего представления в том, что это будет шоу-мюзикл – музыкально-танцевально-певческая программа. Другая особенность постановки – привлечение к участию творческой молодежи Ставрополя. Которая тоже в этом плане немного обделена.

Мы взяли мюзикл на музыку известного ростовского композитора Игоря Левина «Шарман-канкан, или Заведение для нелегальных танцев». Тут стоит немножко обратиться к истории жанра. Действительно, имел место такой факт: после того как в знаменитом парижском кабаре «Мулен-Руж» станцевали первый раз канкан, в ту пору достаточно чопорная Европа была шокирована – еще еле-еле принимался даже вальс, а уж канкан!.. В общем, Лига нравственности запретила «это безобразие», был закрыт и сам «Мулен-Руж». И только благодаря усилиям некоторых отчаянных энтузиастов, разглядевших в этом танце блестящее будущее – красивые движения, эстетику и одновременно озорство, огонь, динамику, – канкану удалось-таки пробиться. А все пошло еще от маэстро Оффенбаха…

– Видимо, ценители почувствовали некую свежую харизму…

– Конечно. И кто сегодня скажет, что канкан – это плохо? Во взятой нами пьесе героиня – как раз из таких упомянутых мной энтузиастов. В своем ресторане она предпринимает попытку показать канкан, причем в исполнении не профессиональных танцовщиц, а своих же работниц – прачек, посудомоек, но – молодых красивых девушек. Об этом узнает та самая Лига нравственности, начинается суд, молодой прокурор отправляется на «место преступления» за уликами… В итоге прокурор, вместо того чтобы запретить «ужасный» канкан, влюбляется в него и защищает на суде! Причем делает это так убедительно-заразительно, что в конце концов и чопорные судьи, и строгие пуритански настроенные присяжные заседатели тоже начинают танцевать канкан… Конечно, тут есть и вымысел, эдакое художественное преувеличение…

– Вы сказали, что воплощать все это должны молодые исполнители. Нашлись такие в Ставрополе?

– Нашлись! Выручило то, что у Ставропольской филармонии заключен договор о сотрудничестве с факультетом искусств Ставропольского госуниверситета. Студенты музыкального отделения здесь периодически проходят практику, действует, как вы знаете, и студенческая филармония – специальный цикл программ филармонической музыки для молодежи. Таким образом «убивается два зайца»: жанровая палитра самой филармонии расширяется, и одновременно идет подготовка творческой смены, ведь студенты, участвующие в нашем спектакле, впоследствии смогут стать артистами хора. Сейчас ребята активно репетируют, назначены все исполнители.

– Для студентов это отличная школа.

– Да, особенно в плане актерского мастерства, которого на вокальных отделениях дается недостаточно, а здесь они могут это восполнить на практике. И у меня нет никаких опасений на тот счет, что они будут выглядеть слабее профессионалов. Кстати, о профессионалах: немаловажное для нашей постановки обстоятельство, что на постоянную работу в филармонию приглашена солистка Нальчикского музыкального театра Марина Сивцова, актриса, имеющая хорошие вокальные данные, сценическую внешность, опыт работы в опере и оперетте. Драматический талант обнаружился и у солистов филармонии Александра Вечеркина, Марии Юрьевой, артистов камерного хора, которые увлеченно работали еще в «Алеко». Они с удовольствием взяли на себя роли секунданта, судьи, адвоката, доктора, фотографа, полицейского – роли небольшие, но надо видеть, как загорелись все возможностью проявить себя. Просят побольше текста! То же – и солисты ансамбля филармонии «Слобода», осваивающие абсолютно новое для их репертуара хореографическое направление.

– Михаил Станиславович, наверное, стоит чуть успокоить нашу провинциальную публику, которая, как та самая чопорная Европа, принявшая в штыки канкан, неоднозначно может воспринять новшество. Наверняка найдутся скептики и даже противники. Что им можно возразить?

– Прежде всего то, что мы предлагаем настоящее искусство, высокое и качественное. А одну из своих задач как раз видим в борьбе со всякого рода проявлениями ханжества.

– Мне в этом видится еще и хорошее противопоставление всей современной попсе, которая уже вообще не знает, извините, ни стыда ни совести…

– Не устану повторять: канкан – это высокое искусство, не каждый даже вполне профессиональный танцовщик может его исполнить на должном уровне. Канкан не просто так возник, ниоткуда, он вырос на народной почве в ту пору, когда время потребовало более острых ритмов. Композитор ХlХ века Оффенбах, будучи чутким художником, ощутил это биение нового – промышленного – времени, когда застучали вагонные колеса по рельсам, задвигались тысячи новых машин, техники… И потребовалось что-то созвучное в культуре. Если кого-то смущают распахнутые юбки, то они ведь просто-напросто дают возможность свободы ногам танцовщицы. Замечу: мы вовсе не открываем артистку больше, чем, например, в балете, а балет существует давным-давно. Что до ханжества, то тема эта вековая…

– И вообще, наверное, лучше посмотреть канкан, чем то, что предлагают в ночных клубах.

– Во-первых, для начала надо просто прийти в филармонию и посмотреть. Добавлю, что сейчас без знаменитого канкана Оффенбаха не обходится ни один хороший праздничный концерт. Это подлинное искусство, выросшее на почве народной культуры. Звучит великолепная музыка в исполнении симфонического оркестра. Кстати, музыка к спектаклю потребовала усиления ритмической группы, привлечения некоторых инструментов джазового плана. Это хорошо почувствовал дирижер-постановщик нашего мюзикла Андрей Абрамов.

– Возникли ли какие-то трудности в рабочем процессе?

– Творческие вполне преодолимы. Весь филармонический коллектив работает просто самозабвенно. Известный ставропольский художник Леонид Черный подготовил эскизы костюмов и декораций, красочно подчеркивающих эпоху модерна. Сложность – в отсутствии в филармонии своих производственных цехов. Главных героев обшивают специально приглашенные мастера. Такие же проблемы были и с «Алеко», но они успешно преодолены. Энтузиазм всех участников с лихвой оплачивается творческим удовлетворением от достигнутого. А наша главная цель неизменна – доставить радость зрителю, привлечь его интересным творческим проектом, вызвать отклик. Недаром сказано: в искусстве все жанры хороши, кроме скучного.

– К тому же очень ценно по нынешним временам то, что это – живое искусство, живой звук, все, так сказать, натуральное. Никакой «фанеры»… Заинтересованная ставропольская публика расценивает предстоящее событие как еще один шаг к своему музыкальному театру.

– Уверен, наступит время, когда это обязательно станет реальностью, а пальма первенства всегда будет принадлежать Ставропольской филармонии.
Источник : stapravda.ru

Comments are closed.