Сергей Стадлер известен как бывший ректор Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Римского-Корсакова и президент благотворительного проекта “Эрмитажная академия музыки”, в рамках которого на площадке Эрмитажа проводятся выступления и мастер-классы видных отечественных исполнителей. Но в музыкальном мире Стадлер, в прошлом окончивший ту же консерваторию и аспирантуру Московской консерватории имени Чайковского, завоевал широкую популярность и признание в первую очередь как скрипач. Исполнительское мастерство Сергея, блистательно играющего сложнейшие скрипичные произведения классиков разных эпох, отмечало авторитетное жюри престижных международных конкурсов “Концертино Прага” (1976), имени М. Лонг — Ж. Тибо (Париж, 1979), Я. Сибелиуса (Хельсинки, 1980, вторая премия) и П. Чайковского (Москва, 1982, первая премия).

В Самаре Стадлер выступает не первый год и обычно играет редкие и сложнейшие произведения известных композиторов. В 2011-м в филармонии он мастерски передал свойственное юношеским скрипичным концертам Шуберта и Мендельсона романтическое настроение. А затем вместе с филармоническим оркестром сыграл одну из сложнейших, Девятую симфонию Малера. В этом же году Сергей устроил для ценителей классической музыки настоящий праздник: вместе с камерным оркестром VOLGA FILARMONIC подготовил пять редко исполняемых вместе скрипичных концертов Моцарта, сам же играл на уникальном инструменте, скрипке работы мастера Джованни Баттиста Гваданини 1782 года. Этот инструмент, как рассказал музыкант накануне концерта, встретился Стадлеру в частной коллекции в Чикаго. Для Сергея до сих пор остается загадкой, как скрипка попала в США. Но маэстро уверен: на столь уникальном инструменте можно играть только шедевры.

Однако прежде чем самарцы оценили звучание скрипки и насладились исполнительским мастерством Стадлера, лектор-музыковед Ирина Цыганова напомнила слушателям предысторию концертов Моцарта. Композитор написал их в 19 лет в творческом порыве с апреля по декабрь 1775-го. Как известно, Моцарт рос в семье служащего в капелле архиепископа скрипача, который воспитывал сына на произведениях Джузеппе Тартини и Пьетро Локателли. Позже во время поездки в Италию молодой Моцарт познакомился с творчеством Пьетро Нардини и Луиджи Боккерини. А в 1770-м 14-летний композитор вдохновенно музицировал с учеником Нардини, 14-летним же скрипачом Томасом Линли, которому Моцарт играл произведения Боккерини.

Впоследствии опыт игры, темы и фигурации итальянских авторов, преломившись в творческом сознании молодого композитора, нашли оригинальное отражение в его пяти скрипичных концертах.

У скрипичных концертов разная судьба. Несмотря на их одинаковый художественный уровень, почему-то исторически сложилось так, что первые два исполняются крайне редко, более популярны 3, 4 и 5-й. В музыкальной среде даже появилась шутка: “Сколько у Моцарта скрипичных концертов?” – “Три: 3, 4 и 5-й”. В этот вечер Сергей Стадлер реабилитировал творения венского композитора и с оркестром, выступая поочередно в роли скрипача и дирижера, блистательно донес до слушателей все нюансы каждого концерта и свойственное им настроение. Два с лишним часа пролетели на одном дыхании.
Источник : vkonline.ru

Comments are closed.