Продолжается XXX Международный оперный фестиваль имени Шаляпина.
По традиции тринадцатого февраля, в день рождения Федора Шаляпина, на сцене будут давать “Бориса Годунова”. Именно эта опера стала визитной карточкой великого певца.
На главную роль пригасили выдающегося баса Рене Папе (Германия). Он обладатель двух премий “Грэмми”, выступает в крупнейших театрах мира, является приглашенным солистом Нью-Йоркской Метрополитен-опера. Его считают лучшим “царем Борисом” современности, что немаловажно для Шаляпинского фестиваля. И дело не только в его вокальных данных, но и в игре. Как ни странно, немецкому актеру лучше всех удается передать мятущуюся душу русского царя.
Сегодня на сцене Татарского государственного театра оперы и балета прозвучит “Травиата”. Это уже четвертый спектакль, который представят публике. Напомним, первые три дня фестиваля отдали премьере “Евгений Онегин”. И, пожалуй, постановка Михаила Панджавидзе того стоила. Опера получилась очень лиричной и атмосферной.
Впрочем, для этого имелись все необходимые компоненты: талантливая режиссура, сильный актерский состав, оригинальные декорации и, конечно, участие Михаила Плетнева. Он был музыкальным руководителем и дирижером спектакля. В финале публика аплодировала ему стоя. Однако о своей роли в постановке маэстро отзывался скромно и сдержанно.
– Опера “Евгений Онегин” всем хорошо известна, но поставить ее сложно. Пушкин и Чайковский – фигуры большой духовной высоты, Бог одарил их невероятным талантом. И подступиться к их творениям боязно.
По мнению Михаила Панджавидзе, “Евгений Онегин” для России произведение святое, а потому при постановке он руководствовался принципом “не навреди”.
Словно желая подчеркнуть верность тексту, режиссер даже спроецировал на задник сцены и на декорации рукопись романа. Время от времени сквозь строчки проступал огромный автопортрет Пушкина в профиль. Прием оказался очень удачным. Возникало ощущение, что герои буквально сходят со страниц произведения. И все действие разворачивается в присутствии автора.
Несмотря на приверженность традиции, режиссер постарался избавиться от некоторых оперных штампов, освежить постановку действием, живой игрой.
В первом составе в роли Онегина выступил Владимир Мороз – ведущий солист Мариинского театра. Ленского пел Сергей Скороходов, тоже из Мариинки. Партию Татьяны исполнила Амалия Гогешвили из Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Ольгу сыграла ее коллега Елена Максимова.
Еще одна постановка Михаила Панджавидзе, вошедшая в программу фестиваля, “Лючия ди Ламмермур”. Она была поставлена полтора года назад, но уже успела завоевать любовь публики и была номинирована на Национальную театральную премию “Золотая маска”. В отличие от “Онегина” здесь режиссер вдоволь поэкспериментировал. Действие, разворачивающееся в XVIII веке, он перенес в наше время. В спектакле много неожиданных ходов: вращающиеся на платформе декорации в стиле хайтек, байкеры на сцене.
Постановку украсило участие восходящей звезды Ольги Пудовой. Солистка Мариинского театра исполнила главную партию. Обладательница яркого голоса и не менее яркой внешности покорила казанских зрителей.
Еще одно событие – казанская премьера оперы Родиона Щедрина “Очарованный странник”. Впервые гостем фестиваля станет целый спектакль, причем из Мариинского театра. В Казань приедет более 150 человек: солисты, хор и оркестр под руководством Валерия Гергиева. Из Санкт-Петербурга на фурах доставят декорации, костюмы и реквизит постановки. Хотя опера была поставлена в 2002 году, российской публике она известна мало. Родион Щедрин создал ее по заказу Нью-Йоркской филармонии. Там и состоялась премьера. После этого “Очарованный странник” шел только в Москве и Санкт-Петербурге.
Источник : rg.ru