В Харьковской филармонии слушатели тепло приняли необычную премьеру — концертное исполнение гениальной оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов», музыка к которой была написана им по мотивам одноименной драмы Александра Пушкина.

Был настоящий аншлаг: в зале — ни одного свободного места, в холле — не протолкнуться. Некоторые пришли слушать оперу с маленькими детьми. Как оказалось — правильно сделали. Маленькие слушатели зачарованно ловили смысл сложного, но очень интересного сюжета.

— Мы представили на суд зрителей авторскую редакцию «Годунова» в необычном, филармоническом варианте. Эта опера уже много лет идет на сцене Харьковского оперного театра. Тем не менее, мы рискнули, потому что во всем мире сейчас стали популярными такие исполнения на филармонических и концертных площадках, когда на сцене одновременно присутствуют оркестр, солисты и хор. Используются только самые необходимые элементы бутафории, характерные элементы костюмов и функциональные фрагменты декорационного фона. К такому виду сценического воплощения оперы мы обратились впервые, — рассказал директор и главный дирижер Харьковской филармонии Юрий Янко.

Как правило, в филармониях если и исполняется концертный вариант той или иной оперы, то солисты появляются в цивильных костюмах с нотной партитурой в руках, статично исполняя перед оркестром свои арии. В харьковском варианте был использован прием действенного мезансценирования — на небольшой сцене и с простыми декорациями артисты разыграли настоящий спектакль. Хор филармонии сменил традиционные фраки и бабочки на исторические одежды.

Постановку осуществила дебютант-режиссер, заслуженная артистка Украины Марина Чиженко. Она же в оригинальном оперном действе блистательно исполнила ведущую арию Марины Мнишек. Партию Бориса спел Кахабер Тетвадзе — лучший бас Грузии, солист Тбилисского оперного театра им. З. Палиашвили. На международном конкурсе вокалистов «Голоса Верди», проходившем в городе Буето (Италия), Кахабер Тетвадзе вошел в состав финалистов, получив самые высокие оценки членов жюри.

— Очень рад, — сказал после спектакля Кахабер, — что попал на этот проект. Борис Годунов — моя любимая партия. Кто поет характерный басовый репертуар, знает, какое удовольствие можно получить от слияния собственного голоса с самыми густыми октавами музыкальных низов, опускаясь до фа контроктавы включительно. Когда исполняешь глубоко психологическую оперную партию, нужно через себя проникнуть в суть этого характера, сделать необходимые акценты и свободно перейти от одного состояния в другое, иначе ничего не получится. Все, с кем мне посчастливилось работать в этом проекте, изумительно хорошие люди!

Просто необходимо также отметить и исполнительское мастерство таких замечательных вокалистов, как Игорь Сахно в партии Пимена и Александр Бондарчук, спевший Лжедмитрия. Грандиозную, истинно пушкинскую драму полифонически сыграли певцы Академического хора им. В. Палкина. Они накрывали зал голосами подлинных страстей и страданий — ни с чем не сравнимое впечатление!

После восторженного приема «Бориса Годунова» трудно не согласиться с заслуженным деятелем искусств Украины Юрием Янко, что подобные творческие проекты имеют далеко идущие перспективы. В их идее заложена необходимая сегодня просветительская миссия, потому что такие мобильные оперы могут легко гастролировать по Харьковской области и даже в других городах Украины.

— Туда, где есть только небольшие клубные сцены, — поясняет Юрий Янко, — невозможно вывезти труппу оперного театра с декорациями и громоздким реквизитом, а наша филармония может показать свою версию и в Краснограде, и в Валках, и в Мерефе. Мы освоили перспективную модель для знакомства с оперой жителей любых населенных пунктов, где нет оперных театров.

Кстати, недюжинные актерские способности проявил и сам Юрий Янко, стоявший за дирижерским пультом. То, что с ним происходило, можно смело назвать драматической пантомимой, а каждый взмах дирижерской палочки походил на мановение фантастического жезла, способного изменять не только звуки, но и жизнь пушкинских героев.

Многие театральные и музыкальные критики до сей поры не могут разгадать тайны этого произведения, написанного Пушкиным для драматической сцены, но не нашедшего на ней ни одного достойного воплощения. На оперной же сцене история искусств не зафиксировала ни одной неудачи. Благодаря музыке Модеста Мусоргского самый синтетический вид музыкального искусства обрел в лице «Бориса Годунова» столь замечательное произведение оперного искусства, без которого нынче не обходится ни одна оперная сцена в мире.
Источник : timeua.info

Comments are closed.