Оперой Сергея Рахманинова «Алеко» 8 июля в Твери открылся музыкальный фестиваль «Вижу чудное приволье», посвященный уроженцу Тверского края, великому тенору XX века Сергею Яковлевичу Лемешеву (1902—1977). Сценическое действо по мотивам оперы «Алеко» и поэмы Пушкина «Цыганы» было показано на сцене Тверского театра драмы.

Планировалось, что начало фестиваля, как и в прошлые годы, состоится под открытым небом на Театральной площади. Однако неблагоприятный прогноз погоды на 8 июля заставил организаторов, среди которых – администрация Тверской области, департамент культуры и Тверская филармония, перенести концертное исполнение шедевра оперной музыки в помещение. В театр пускали всех желающих – вход был свободным, так что услышать Рахманинова смогли все, кто этого действительно желал. Особенную категорию зрителей, пришедших на оперу, составляли «лемешистки» со стажем, которых было легко узнать по непременным светлым шляпкам с широкими полями, – они, конечно, лучше всех собравшихся знали, что их кумир Сергей Лемешев пел в «Алеко» партию Молодого цыгана. А приобщаться ко всему, связанному с именем своего кумира, они могли хоть в зале, хоть на улице, под открытым небом. Собственно, свидание с музыкой важнее всех обстоятельств, при которых оно происходит.

Это отметил и губернатор Тверской области Андрей Шевелев, открывший фестиваль:

— Я искренне рад приветствовать всех поклонников Сергея Яковлевича Лемешева, певучей души России, на традиционном фестивале «Вижу чудное приволье», — обратился глава региона к тверитянам. – Лемешевский фестиваль по праву считается одной из визитных карточек нашего Верхневолжья. Сегодня мы с вами станем свидетелями необычного сценического действа, которое развернется на сцене, а послезавтра мы встретимся на родине Сергея Лемешева, в селе Князево. Уверен, что те, кто приедут туда, не пожалеют, ведь на прославленных певцом просторах можно будет услышать лучшие произведения мирового оперного репертуара.

Сочинения, которые исполнял Лемешев, по-прежнему популярны и у слушателей, и у исполнителей, сказал Андрей Шевелев, отметивший также, что жизнь простого тверского паренька, ставшего великим артистом, говорит о том, что для того чтобы достичь поставленной перед собой цели, одного таланта мало: нужно еще огромное трудолюбие, невероятная работоспособность, влюбленность в свою профессию. «Это жизненного кредо нашего великого земляка должно стать точкой опоры для всех молодых людей, начинающих свой путь в исполнительском искусстве, а их в Тверской области немало», – подчеркнул губернатор, выразивший уверенность в том, что в дни фестиваля тверитян объединит не только любовь к творчеству Сергея Лемешева, но и любовь к родной земле, патриотом которой всегда оставался великий певец.

Действительно, Сергей Лемешев никогда не забывал свою малую родину, в Князево он, уже будучи знаменитым артистом, солистом Большого театра, приезжал регулярно, и эти приезды становились праздником для всех жителей и Князева, и окрестных деревень, ведь многие из бывших односельчан хорошо помнили, как будущий певец в детстве радовал всех своим еще неумелым, но многообещающим пением.

Фестиваль «Вижу чудное приволье» — это дань Лемешеву, прославившему Тверской край. Концертное исполнение оперы Рахманинова «Алеко», романс Молодого цыгана («Взгляни, под отдаленным сводом…» ) из которой был чрезвычайно популярен в исполнении Лемешева. В нынешнем варианте оперы, которую на сцене Тверской филармонии десять лет назад, ставил гений оперной режиссуры Борис Покровский, теноровую партию Молодого цыгана исполнил солист Московского театра «Новая опера» имени Евгения Колобова Алексей Татаринов (его слушатели хорошо помнят по прошлогоднему Лемешевскому фестивалю). За Старого цыгана, отца Земфиры, пел солист Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Денис Макаров, обладающий глубоким насыщенным басом. Партию Земфиры публика услышала в исполнении солистки Тверской филармонии Татьяны Скворцовой, заглавную партию пел солист Тверской филармонии, Боннской и Венской опер Владимир Байков.

Конечно, от спектакля Бориса Покровского, который ставил сценическую импровизацию по мотивам оперы Рахманинова и поэмы Пушкина, осталось не так много. Постановка стала более масштабной и, как это ни покажется странным, эффектной, даже несмотря на то что публике представили концертное исполнение оперы, в партитуру которой введены танцевальные номера, подготовленные театром танца Let’s dance, и два выхода отсутствующего в первоисточниках персонажа – Цыгана с гитарой. Солист филармонии Виктор Сухов исполнил цыганские песни, и они были бы совсем не нужны, если бы включение героя не одобрил в свое время мэтр Покровский. Главная же новация состоит в том, что опера стала звучать насыщеннее и полнее – почти так, как задумывал ее Рахманинов: она идет в сопровождении камерного оркестра филармонии «Российская камерата» (переложение для такого состава сделал московский композитор Михаил Уманский) и хора «Русский партес».

«Так опера будет звучать впервые», — сказал корреспонденту tverlife.ru художественный руководитель и главный дирижер этих двух коллективов Андрей Кружков.

В партитуру оперы включили текст от автора – отрывки из «Цыган» читал артист театра драмы Константин Юченков, танцевальные номера и цыганские романсы добавили ей зрелищности, хотя концертный вариант вполне ее обеспечивал – страсти на сцене разгорались не шуточные. Своего апогея чувства героев оперы достигли, естественно, ближе к финалу, путь к которому лежал через изумительную по красоте песню Земфиры у люльки («Старый муж, грозный муж»), томление Алеко: «Где же радости любви случайной?», циничное заявление героини: «Как ласкала его / Я в ночной тишине! Как смеялись тогда / Мы твоей седине!» и великолепную арию Алеко «Весь табор спит».
«Отстань! Ты опостылел мне», – эти слова Земфиры оказываютя, как известно, роковыми и для нее, и для ее возлюбленного Молодого цыгана. В этот момент напряжение на сцене стояло такое, что казалось: еще одно мгновение – и Алеко в самом деле бросится на любовников с ножом, но обошлось без бутафорской крови. Исполнителям устроили долгую овацию и завалили цветами…

Фестиваль продолжится 10 июня в Князеве, где состоится гала-концерт с участием солистов Московских оперных театров и единственного в стране оркестра неаполитанских инструментов под управлением Татьяны Лачиновой.
Источник : tverlife.ru

Comments are closed.