В рамках Платоновского фестиваля в Воронеже выступила Олеся Ростовская, которая входит в десятку лучших исполнителей на необычном инструменте — терменвоксе.

Выступление Олеси Ростовской стало изюминкой концерта «Музыка воздуха и металла», который прошёл 15 июня в зале филармонии. В первом отделении ансамбль «Студия Новой Музыки» при Московской консерватории имени Чайковского под руководством Игоря Дронова исполнил авангардные произведения композиторов — современников Андрея Платонова. Олеся появилась во втором отделении, исполнив несколько произведений, написанных специально для терменвокса с оркестром.
«Во время игры я боюсь даже улыбаться!»

«Играющая на волнах» — так называют Олесю. Это романтическое на первый взгляд определение следует понимать буквально. Девушка и правда музицирует на волнах — электромагнитных.

Выглядит терменвокс как ящик с двумя антеннами, причём музыканту во время игры не нужно его касаться — он водит руками над инструментом и таким образом воздействует на электромагнитное поле, создаваемое антеннами. В ответ аппарат издаёт удивительные звуки, чем-то напоминающие человеческий голос и одновременно «космические». Поэтому звучание терменвокса прозвали «музыкой звёзд».

Молодая женщина во время концерта ни разу не улыбнулась. Но, как выяснилось, дело вовсе не в настроении или темпераменте Олеси.

— Я очень сосредоточена во время игры, не могу не только улыбаться, даже думать о чём-то постороннем, — рассказывала Олеся до концерта. — Мой инструмент очень чувствителен, он реагирует даже на учащённое сердцебиение.

Кстати, именно поэтому музыкант, играющий на терменвоксе, стоит в стороне от оркестра — другие люди, попадая в электромагнитное поле, могут повлиять на «голос» инструмента.
Ловкость рук и немного практической магии

Музыкально одарённая девочка Олеся Ростовская поначалу занималась на традиционном для прекрасного пола фортепиано. Потом окончила Московскую консерваторию по специальности «композиция» и «орган». Однако «свой» инструмент она нашла случайно. Незадолго до получения диплома, в конце 1998 года, Олеся попала в Термен-центр Московской консерватории. Там в это время давала мастер-класс Лидия Кавина, внучатая племянница изобретателя терменвокса Льва Термена, которая виртуозно владеет этим инструментом. Она предложила девушке попробовать.
Олеся вспоминает, что, едва подойдя к ящику с антеннами, испытала необъяснимое чувство, что именно на нём она должна играть. Вскоре она написала несколько пьес для терменвокса и уже через четыре месяца после «первого подхода» начала выступать с концертами.

Родные Олеси приняли её выбор с пониманием — девушка, смеясь, говорит, что они привыкли ждать от неё всего, чего угодно. Тем более что интуиция Олесю не подвела — она получила множество премий, играет в лучших концертных залах мира. А вот передаёт свои навыки с большой неохотой:

— Слушать игру начинающего музыканта на терменвоксе — это для меня очень тяжёлое испытание, — качает она головой. — Поэтому я обычно ограничиваюсь разовыми мастер-классами.

Название своим урокам Олеся дала очень живописное «Терменвокс: практическая магия». Ведь игра на нём и правда напоминает магический сеанс. К слову, девушка виртуозно управляется ещё с одним чудо-инструментом — карильоном, он представляет собой набор колоколов с ручной и ножной клавиатурой и механическим приводом. Будем надеяться, она продемонстрирует своё мастерство игры на карильоне в следующий свой приезд.
Источник : newspaper.moe-online.ru

Comments are closed.