Вы хотели праздника? – получите! Именно так выглядело торжественное закрытие юбилейного, пятого вечера «Дягилевских сезонов». В отличие от сверхскромного открытия форума, на завершающем мероприятии всего было в избытке: цветов, оваций, великолепной пары ведущих, благодарностей спонсорам и букетов партнерам-соорганизаторам.

Было и Слово губернатора. Правда, он почему-то сказал, что Дягилев «вложил свою душу в Пермский балет» (напомним, что во времена жизни Сережи Дягилева в нашем городе в конце 19 века, балета в Перми еще не было. Официальная дата рождения пермского балета – 1926 год). Губернатор еще раз заверил присутствующих, что формат фестиваля меняется – биеналле «легким движением … превращается», как говорили в одном старом фильме, в ежегодный праздник. Посетовав, что власть за профессионалов должна думать о развитии и продвижении «фестивального продукта», руководитель региона заметил с определенной долей скепсиса в голосе, что в Перми будут рады видеть всех.

Главной «фишкой» церемонии стало видеообращение к публике художественного руководителя Пермского театра оперы и балета Теодора Курентзиса. Из его речи о значении Дягилева в развитии искусства ХХ, а теперь уже и ХХI века, запомнилось финальное: «Дягилев – наш начальник, я пошел на совещание, он зовет меня!»

Праздник завершен, и церемония закрытия вроде бы не оправдала мрачные прогнозы поклонников фестиваля. Кроме того, на закрытии были продемонстрированы и свежие фестивальные силы. Учащиеся хореографического колледжа представили публике премьеру: постановку на музыку «Вариаций на тему рококо» Чайковского в хореографии Алексея Мирошниченко. Неоклассицистский стиль прослеживался не только в черно-белых костюмах танцовщиков, но и в графически-выверенном хореографическом рисунке. Мирошниченко удалось очень точно, почти буквально визуализировать в традиционной пластике достаточно сложную партитуру музыкального произведения самого романтичного русского классика, создав замечательный дивертисмент. Кроме того, юношеская непосредственность и старательность учеников прославленной пермской школы растрогала публику, вызвав заслуженные аплодисменты.

Во втором отделении гала-концерта закрытия фестиваля зрителей ждала настоящая балетная феерия: от нового прочтения балетной классики (Па де де из «Ромео и Джульетты» Прокофьева в постановке Джона Кранко) до хрестоматийной версии Петипа (Па де де из «Раймонды» Глазунова), от тиражированной неоромантической хореографии Роббинса до угловатых движений современной пластики Форсайта. Вместе с солистами Большого балета (Екатерина Крысанова и Андрей Меркурьев), приглашенными звездами из Германии (Екатерина Марковская и Ноа Гелбер, Кан Хё Джун и Александр Зайцев), в этом фейерверке хореографических и музыкальных стилей приняли участие и танцовщики Пермского театра. Наталья Домрачева и Сергей Мершин показали недавно выученную композицию Каэтано Сото на музыку Баха, а завершился праздничный вечер «Весной» из балета «Времена года».

Но гала-концерт на самом деле не был «заключительным аккордом» «Дягилевских сезонов». На следующий день во время открытия фестиваля «Владимир Спиваков приглашает», которое состоялось в Большом зале краевой филармонии, на сцене оперного театра публике предъявили еще один проект – «Дягилев+». В программке он был обозначен просто: «Человеческий голос». Этот театральный диптих по пьесам Жана Кокто продолжил линию разножанровых премьер «пермских сезонов».

Если первая часть – моноспектакль «Равнодушный красавец» привлекла публику именем актрисы (Чулпан Хаматова выполнила роль «приглашенной этуали»), то вторая – «Человеческий голос» Франсиса Пуленка продемонстрировала, как надо сегодня ставить «современную оперу». Несмотря на то, что музыка была написана полвека назад, сочинение французского композитора остается в топ-листе каталога музыкального авангарда ХХ века. Великолепные декорации и сценография Филиппа Григорьяна, имитирующие (или пародирующие) «мирискуссническую» любовь к красоте прошлых веков с врывающимися анахронизмами вроде блестящего серпантина, опрокинутой урны, оставленных бутылок и пластиковых фужеров среди аккуратных версальских газонов и кустов, подстриженных в духе кубизма, потрясающие воображение костюмы Гали Солодовниковой, введение в сценическое действие мимических, «виртуально присутствующих» персонажей, сделали «телефонную драму» Кокто-Пуленка настоящим произведением искусства. Режиссер Филипп Григорьян продемонстрировал умение «считывать» скрытые смыслы и «вписывать» спектакль в культурный контекст. Настоящий европейский уровень показала и исполнительница главной роли – тонкое и чуткое сопрано Юлия Корпачева. Единственным диссонансом было не очень слаженное звучание оркестра MusicAeterna, которому видимо, не хватило нескольких репетиций (а это уже становится нехорошей традицией – ведь коллектив не занят в ежедневном репертуаре). Ситуацию пытался исправить швейцарский дирижер Оливье Кюанде, великолепно чувствующий музыку ХХ века.

И все же, «Дягилев+» стал хорошим дополнением к традиционным сезонам, продолжив линию премьер современного искусства – от музыки, хореографии, фотографии, до театральных спектаклей. И если традиция фестиваля будет развиваться, если не будут утрачены положившие начало театрально-фестивально-галерейным сезонам «чтения» – научный симпозиум, и будут возобновлены другие устные аналитические жанры (круглые столы по проблемам современной хореографии и музыкального театра) – то переход на ежегодный формат только насытит событийно и без того нескучную культурную жизнь Перми.
Источник : permnew.ru

Comments are closed.