Неожиданный «билетный» кризис, связанный с отменой концерта оперной звезды Д. Хворостовского разразился на одной из самых известных и уважаемых томских концертных площадок – Дворце Зрелищ и Спорта. В чем суть сложившейся ситуации, и почему томские поклонники певца, так и не услышавшие его 25 июня, до сих пор не получили деньги за купленные билеты, разбирался корреспондент «Томского Обзора».
Цепь событий
Рекламная компания сибирского тура оперной звезды стартовала еще весной: информация о концерте к 65-летию Победы «Песни военных лет в исполнении Д. Хворостовского» в томских СМИ начала размещаться с апреля.
Выступление певца в Томске по графику было намечено на 25 июня, после концерта в Барнауле (22.06.2010), а 28 июня его ожидали в Омске. Организатором концерта, заключавшим договора с концертными площадками в этих трех городах, стало новосибирское ООО «Бюро Амфитеатрова».
Продажи недешевых билетов (стоимостью от 1,5 до 8 т. р.) шли, вопреки опасениям, неплохо – за неделю до концерта было распространено уже порядка 50%.
– 18 июня во второй половине дня мне позвонил организатор концерта и сказал, что на данный момент решается вопрос о переносе сибирского тура, – рассказывает заместитель директора томского Дворца зрелищ и спорта Наталья Чайка. – Причины тогда мне озвучены не были. 19 июня мы прекратили продажу билетов через кассы Дворца Спорта. Я позвонила тем зрителям, контакты которых у меня были – делалось много коллективных заявок – и мы приостановили выкуп билетов. Также я дала объявление о том, что концерт, намеченный на 25 июня, не состоится. Об отмене концерта на тот момент речь не шла.
Через несколько дней, 22 июня должен был состояться концерт в Барнауле, и на вечер по барнаульскому времени у местного концертно-театрального агентства «Лига Арт» также была информация о переносе выступления, но не было точной даты, на которую он согласован. Такая же информация сообщалась зрителям в день концерта, поэтому в Барнауле новость о том, что встреча с баритоном 22 июня не состоится, была воспринята достаточно спокойно.
Но поздно вечером в тот же день появилось уведомление о том, что сибирские концерты все-таки отменяются. Его Наталья Чайка и увидела утром 23 июня, придя на работу. В уведомлении говорилось об «отмене концерта Д. Хворостовского во Дворце зрелищ и спорта в связи с отменой всего тура по Сибири… ООО «Бюро Амфитеатрова» гарантирует возврат зрителям денежных средств за купленные билеты в оговоренные законодательством сроки. Прошу претензии зрителей, в случае их возникновения, переадресовывать непосредственно организатору концерта».
Администрация Дворца Спорта дала бегущую строку об отмене концерта на телеканалах СТС, ТВ-2 и на Афише «Томского Обзора» – где и шла основная реклама концерта. А 24 в Томск прибыл директор «Бюро Амфитеатрова» Евгений Непомнящий, который должен был вернуть деньги, которые Дворец Спорта перечислил в качестве предоплаты за концерт по заключенному ранее договору.
Договор
Причиной, по которой томский Дворец зрелищ и спорта попал в щекотливую ситуацию, стал договор, который площадка оказалась вынуждена заключить впервые за свою практику.
– За много лет концертной деятельности мы никогда не заключали такой договор – договор аренды с инкассацией денег за вырученные билеты и отправки в оплату гонорара артиста, – рассказывает Наталья Чайка. – Частичная предоплата была артисту сделана, но, в связи с тем, что гонорарная часть оказалась очень большой, этих средств оказалось недостаточно.
Учитывая размеры звездных гонораров, сегодня в России найдется не так много людей или компаний, которые могут позволить себе 100% их предоплату. И естественно, откуда в этом случае берутся деньги – из средств за вырученные билеты. Но обычно опытный менеджмент Дворца Спорта не шел на подобные условия – ведь в случае накладки могли пострадать и площадка, и, самое главное – зрители. А они в нашем небольшом городе – главная ценность любого заведения, специализирующегося на проведении мероприятий, и подставлять под удар репутацию с «мутными историями» не хочется ни одному нормальному держателю зала. Почему же на заключение договора пошли в этот раз?
– Такой артист, как Дмитрий Александрович Хворостовский – это очень большая редкость в таком маленьком городе, как Томск. И когда появилось такое предложение, но на именно таких жестких условиях по инкассированию и оплаты гонорара артиста, мы приняли решение заключить договор. Во-первых, имя артиста сыграло очень большую роль. И сыграла роль, все-таки, заявленная программа – к 65-летию Победы. Это позволило нам избавиться от сомнений, что может произойти какой-то форс-мажор. Мало того, у нас во всех договорных и гарантийных письмах прописаны все форс-мажоры, и возврат денег до 24 июня нам был гарантирован. Сейчас все эти документы в милиции, показания там я уже давала, – сообщает Наталья Чайка.
По закону, возврат денег за билеты может быть произведен в течение месяца после отмены концерта, поэтому пока в мошенничестве никого не обвиняют. Тем не менее, публика, не получившая деньги за концерт немедленно, конечно же, заволновалась.
Возврат денег
Возвращать деньги за билеты в Томске начали сразу же – в пределах той суммы, которую еще не успели инкассировать. Но естественно, что она не покрыла стоимость всех выкупленных билетов, как и часть средств, вложенных непосредственно Дворцом зрелищ и спорта. На данный момент, порядка 400 зрителей в Томске не получили свои деньги.
Прибывший в Томск 24 июня Евгений Непомнящий деньги, как обещал, не привез:
– Мы понесли существенные финансовые затраты, но изыскиваем возможности, чтобы вернуть эти деньги, – прокомментировал он сегодня ситуацию «Томскому Обзору».
Конкретизировать, кто виноват в задержке и почему перечисленные за проданные билеты деньги еще не вернулись продававшим их площадкам, Евгений не стал.
В Барнауле ситуация сходна с нашей: как сообщила «Томскому Обзору» Ирина Лаптева, директор КТА «Лига Арт», на данный момент, у них не выдано зрителям порядка 400 тысяч рублей. В вопросе возврата средств агентству очень помог владелец местной концертной площадки, предоставивший собственные средства для погашения долга перед зрителями. Делом также занимается барнаульский ОБЭП, возбуждено уголовное дело.
Стоит отметить, что в трех концертах, о которых идет речь, выступать вместе с Д. Хворостовским должен был также Новосибирский академический симфонический оркестр во главе с дирижером К. Орбеляном. Как нам сообщила редактор оркестра Татьяна Шиндина, в филармонию информация об отмене выступления из «Бюро Амфитеатрова» пришла аж 11 июня, после того, как оркестр завершил выступления в Перми и был готов сопровождать оперную звезду в сибирском турне. Причиной его отмены новосибирским музыкантам назвали тот факт, что билеты в трех городах не продаются.
– По нашему опыту, основные продажи совершаются в последнюю неделю перед концертом, – отметила Наталья Чайка. – Администрация Дворца зрелищ и спорта озвучила организатору информацию о снижении расходной части концерта по городу до минимума, чтобы сработать «в ноль», мы хотели провести концерт любой ценой.
Интересы Д. Хворостовского представляет английская компания Askonas Holt Ltd. Именно она занимается гастрольным графиком певца, и заключает договоры с концертными агентствами и др. организаторскими структурами по всему миру. В ответ на наши запросы по электронной почте комментариев по ситуации ни лондонский офис в лице Марка Хилдрю, ни российский представитель певца, Елена Недосекина не дали, дозвониться до Елены по указанным на официальном сайте певца телефонам нам также не удалось. Тем не менее, в электронном письме руководству томского Дворца зрелищ и спорта Елена Недосекина сообщила:
«Я уже уведомила Askonas и просила срочно подготовить ответ о поступлении средств от А. Журило («Корпорация Событий», агентство, которое имеет договорные отношения с Askonas Holt Ltd – прим.ред), контракт подписан с ним. Надеюсь получить ответ завтра. Я уверена, что все обстоятельства должны быть полностью прояснены. В разговоре было подтверждено, что деньги будут возвращены».
Ожидание
Все три площадки, попавшие в круговорот неожиданно неприятных событий – и томская, и барнаульская, и Омска – на рынке работают не первый день, равно как и «Бюро Амфитеатрова», уже неоднократно работавшее с Дворцом зрелищ и спорта. Так, именно оно проводило российский тур В. Кузьмина, привозило в Томск Земфиру.
Все эти организации нельзя причислить к числу фирм-однодневок, которые ловят рыбку в мутной воде. Поэтому говорить о мошенничестве в этом деле, как минимум, преждевременно и некорректно. Тем не менее, проблема явно есть, и причины ее стоит искать, скорее, в тех бизнес-процессах, которые действуют в шоу-бизнесе, причем не только российском.
Исполнители не работают с площадками напрямую, привлекая многочисленные концертные агентства. А те, в свою очередь, не просто снимают организационную головную боль, получая деньги за эти услуги, но и вынуждены всеми правдами и неправдами компенсировать то огромные гонорары, то издержки, то штрафные санкции, которые могут возникнуть с любой стороны. В результате, живые выступления огромного количества исполнителей становятся абсолютно нереальным событием для российской провинции.
И даже в случае, когда люди за пресловутым МКАДом готовы платить за то, чтобы услышать звезду, причем даже не с самой популярной программой (а будем честны – все-таки не «Песни военных лет» всем фанатам оперы хотелось бы услышать в исполнении одного из лучших баритонов мира), они не всегда смогут это сделать.
По причинам, которые, казалось бы, ни от кого не зависят.
Источник : obzor.westsib.ru