11 февраля в год 250-летия со дня рождения великого Моцарта Татарская государственная филармония им. Г. Тукая провела концерт, посвященный этой знаменательной дате. И не случайно роль маэстро в столь ответственный вечер досталась дирижеру из Республики Корея, ставшего по-настоящему другом филармонии и особенно симфонического оркестра Татарстана – НО Тэ Чолу. Господин НО получил образование на родине Моцарта в Вене, и кому как не ему близок дух музыки светоносного гения. Моцарт – безграничный и во времени, и в пространстве, был раскрыт по-новому.
В настоящее время НО Тэ Чол является штатным–приглашенным дирижером Государственного симфонического оркестра РТ. Это первый подобный опыт филармонии, и, как объясняют руководители оркестра, такое решение связано не только с заграничными поездками оркестрантов в Республику Корея, но и с положительным влиянием господина НО на профессиональный рост казанского коллектива.
11,54 KbРихард Вагнер говорил о Моцарте: “Великий гений света и любви”. Это полумиф, полулегенда; самое важное, что произошло в его человеческой жизни – это Музыка. На концерте, основной публикой которого были представители молодого поколения, прозвучали различные по жанру произведения Моцарта: увертюра к комической опере с восточным элементом «Похищение из сераля»; Концерт для фортепиано с оркестром (№26, Ре-мажор) под названием “коронационный”, где солировала профессор Сайгонской консерватории Ким-Тэ-Вук; симфония №36 «Лицкая», посвященная австрийскому городу Лицу и созданная композитором в течение каких-то четырех дней. Помимо произведений Моцарта зрители услышали Концерт для фортепиано с оркестром (№3, до-минор) Бетховена в исполнении ученика Ким-Тэ-Вук – пианиста Чё-Чи Кё.
По прошествии концерта можно сказать, что дирижер прекрасно справился со своей задачей. Несомненно, ему хорошо известны творения венских классиков, ведь венское образование сказывается на всем его творческом облике. Его трактовки Гайдна, Бетховена, Моцарта – композиторов, заложивших крепкий «фундамент» симфонического оркестра, основы симфонической музыки в истории всего западноевропейского музыкального искусства – удивительно органичны, естественны и по духу, и по характеру, и по темпераменту, здесь он вполне состоятелен и интересен.
12,57 KbНО Тэ Чол впервые приехал в Россию с концертом в 1999 году во Владивосток, в 2001-ом – в Нижний Новгород. «В Казани я уже в пятый раз, здесь я начал свои выступления в качестве дирижера с 2004 года. Уровень оркестра Татарстана считаю очень высоким, привлекает не только музыкальность, но и технические возможности исполнителей. Если за руководство этим коллективом возьмется хороший дирижер, оркестр можно считать одним из лучших мировых симфонических коллективов. В конце месяца планирую новый визит в Россию; буду дирижировать Нижегородским оперным оркестром», – сообщил господин НО. Сказать по правде, его лестные слова об оркестре внушают гордость за казанский коллектив.
– Кого из мировых дирижеров вы бы отметили?
– Выделить кого-то одного достаточно сложно, потому что многое зависит от школы; произведения венских композиторов лучше будут «поддаваться» венским дирижерам, русская музыка – российским дирижерам. Сам я очень люблю венских классиков, например, Бетховен для меня – это «Paradise», то есть «рай», Моцарт – как ангел небесный…
Господин НО Тэ Чол работает не только в Казани, но и со многими другими оркестрами: в Америке (камерный и филармонический оркестры Лос-Анджелеса), Вене (струнный камерный оркестр), Словакии (оркестр радио и филармонический камерный оркестр), Венгрии, Канаде, Германии, Австрии, Тегу и др. Дирижер востребован и в Москве (руководит симфоническим оркестром Союза композиторов России).
11,24 KbС каждым приездом в Казань НО Тэ Чол все больше завоевывает казанскую публику. Венская школа дирижирования обладает «свойством ясности» и понятна во всем мире, так же как и здесь, в Казани. Наши музыканты при исполнении венской классической музыки особенно уверены и мобильны под руководством именно этого дирижера, что непременно сказывается на качестве звучания. НО пообещал в свой следующий визит в Казань привести настоящие венские издания моцартовских произведений, в которых, как утверждает дирижер, правильно выставлены штрихи и другие технические обозначения. Таким образом, маэстро стремится приблизить исполнение казанских музыкантов к искусству изящного венского классического письма.
– Господин НО, что Вы хотите сказать жителям Татарстана?
– Самое важное, это мое признание в любви татарской нации. Я работал с оркестрантами и руководством филармонии, был на гастролях в разных странах, видел разных людей и мне есть с кем сравнивать. Поверьте, я очень полюбил Казань, оркестр Татарстана, а главное люблю здешних людей – казанцев!
Творческие связи между корейским дирижером и симфоническим оркестром нашей республики динамично развиваются. Между господином НО и симфоническим оркестром РТ подписан пятилетний контракт, по условию которого музыканты будут ежегодно выступать в Республике Корея в октябре и ноябре месяце. Вот уже третий год подряд Татгосфилармония вывозит оркестр в Корею, где его успели узнать как яркий, творчески зрелый коллектив. Какова же в этом роль НО Тэ Чола? Да в том, что оркестр почти всегда выступает в самых больших и престижных концертных залах Южной Кореи. От Севера до Юга и с Запада на Восток концертные залы оркестру РТ предоставляет господин НО. Таким образом, он является и прекрасным организатором, как импресарио. Хочу отметить, что импресарио Южной Кореи, Японии – это люди, очень четко организованные в своей работе, пунктуальные, стабильные, на них действительно можно положиться! Казанского дирижера Рустэма Заляя с маэстро НО Тэ Чолом связывает трехлетняя дружба: «Это прекрасный музыкант, удивительной тонкости души, честности и порядочности человек. Если владеть музыкальными жанрами венских классиков, то можно смело считать себя первоклассным дирижером, каким по-моему мнению является НО Тэ Чол».
Автор: Алла Софи
Источник: http://www.tatar-inform.ru/kraya/?ID=24465