натанС 19 по 21 марта в музыкальной жизни столицы Татарстана состоялось крупное событие – прошел первый музыкальный фестиваль имени Натана Рахлина. Цель проведения подобного фестиваля, по словам самих организаторов, пропаганда классической музыки, сохранение и продолжение лучших традиций дирижерского и исполнительского искусства.

Нет, наверное, такого человека, кто хоть сколь-нибудь не знаком с именем этого выдающегося дирижера мирового масштаба, поднявшего, в свое время, возглавленный им симфонический оркестр РТ на высочайший уровень.

Остановимся на некоторых моментах его биографии. Натан Григорьевич Рахлин родился 10 января 1906 года в украинском городке Сновске Черниговской губернии в семье музыканта-капельмейстера, руководившего маленьким еврейским ансамблем. В возрасте трех с половиной лет начал играть на скрипке, в четыре года – в детском оркестре, а в восемь уже работал музыкантом в местном кинотеатре. Примечательно и то, что уже с четырех лет мальчик владел скрипкой, альтом, флейтой. Во время Гражданской войны, когда Натану было чуть больше 10 лет, он был горнистом в дивизии Котовского и там одновременно осваивал другие духовые инструменты. Именно Григорию Котовскому, «культ личности» которого процветал в его семье, Натан Рахлин считал себя обязанным и увлечением музыкой, и биографией, и жизнью. В 1923 году он поступил в Киевскую консерваторию, изумив приемную комиссию исполнением скрипичного концерта Мендельсона в собственном переложении для трубы. Владение многими музыкальными инструментами, в том числе струнными, впоследствии сыграло важную роль в общении его с музыкантами. Здесь хотелось бы привести слова самого дирижера: «Мне казалось, что для того, чтобы стать дирижером, необходимо уметь играть на всех инструментах симфонического оркестра. Или хотя бы на большинстве из них. (Я и сейчас убежден в этом.)». И до сих пор он считается единственным в мире дирижером, который мог показать и струнникам, и духовикам, и ударникам, что он от них хочет, поскольку в совершенстве владел практически всеми инструментами. Например, одна арфистка доказывала Рахлину, что сыграть на арфе то, что он требует, – невозможно. Рахлин сел за арфу и своими коротенькими пальчиками показал, как нужно.

После окончания консерватории Рахлин дирижировал оркестрами в Харькове и Донецке. Его заметил Хрущев и спустя несколько лет, в 1937 году, назначил художественным руководителем Государственного симфонического оркестра Украины. В предвоенные годы, а также в период Великой Отечественной войны, когда Натан Рахлин возглавлял находившейся в эвакуации Государственный симфонический оркестр СССР, складывается творческое кредо дирижера, формируются его художественные принципы. На посту художественного руководителя он проработал до 1962 года. Потом его изгоняют с этой должности. Дирижировал он часто без партитуры, по памяти. И девятую симфонию Бетховена, и шестую Чайковского – самые свои любимые. Тренировать свою и без того феноменальную музыкальную память Рахлин начал еще в консерватории, и в дальнейшем он мог за считанные дни (а иногда за несколько часов) овладеть сложнейшей партитурой, не упуская из виду ни одной детали. В течение нескольких лет, будучи уже народным артистом СССР, он не имел своего оркестра и гастролировал во многих городах бывшего Советского Союза.

В 1966 году Натан Григорьевич приехал в Казань. Симфонического оркестра здесь не было, и Рахлину пришлось его создавать буквально с нуля. Первым делом он отправился в консерваторию, отобрал среди студентов наиболее талантливых и стал их учить. А педагог он был, как и дирижер, самого высокого класса. «Я дирижер-педагог. Оркестр нельзя «собрать» даже из самых лучших музыкантов, его нужно растить, воспитывать. Нельзя два раза играть одну и ту же музыку одинаково. Сегодня я иной, чем вчера, и поэтому слышу совсем иначе…», – говорил Натан Рахлин. С 1967 года Рахлин – профессор Казанской консерватории. В числе его учеников – дирижеры Талгат Ахметов, Рустем Утэй, Владимир Васильев. Созданный им в Казани симфонический оркестр быстро заявил о себе как один из лучших творческих коллективов страны. С огромным успехом его выступления проходили в Москве, Питере, других городах Советского Союза.

Велика заслуга дирижера и в пропаганде татарской музыки, в становлении татарского симфонизма. Так, например, Рахлин переложил для симфонического оркестра знаменитый «Марш Красной Армии» Салиха Сайдашева. Первое исполнение состоялось в Камаловском театре, причем, по желанию публики, это произведение музыканты трижды играли на бис. Неистощим был и Рахлин-просветитель. То он выступал с циклом лекций о сущности симфонизма, то ставил спектакль «Жизнь для вечности» (по переписке Чайковского и фон Мекк), то летел в Альметьевск, чтобы дать «мастер-класс» музыкантам-любителям из народного симфонического оркестра нефтяников. А в последние месяцы жизни Натан Рахлин готовился к грандиозному «просветительскому» циклу «Все симфонии Шостаковича»… С одинаковой неистовостью и почти жертвенной самоотдачей Натан Рахлин дирижировал и в лучших филармонических залах, и на летней эстраде, и в сельских клубах. А последним в его жизни выступлением стал концерт на КАМАЗе, прямо в рабочем цехе.

Он умер в Казани в 1979 году, прах его был перевезен семьей в Киев и там захоронен.

Спустя двадцать лет после его смерти в Нью-Йорке состоялся концерт американского симфонического оркестра «Manhattan Virtuosi» памяти Натана Рахлина, и там же создан Мемориальный фонд его имени.

Натан Григорьевич Рахлин знаковая фигура в истории нашего города. Он прожил в Казани 13 лет – последние годы своей непростой жизни. На фасаде дома по улице Карла Маркса, где жил этот великий музыкант, установлена мемориальная доска.

Фестиваль, главным инициатором которого выступила Татарская государственная филармония им. Г. Тукая, собрал в Казани музыкантов и музыковедов международного масштаба. В столицу со всей России съехались ученики и соратники дирижера. Среди них такой выдающийся пианист, как народный артист СССР Николай Петров, профессор Московской государственной консерватории, народный артист РФ Алексей Наседкин – в прошлом ученик Рахлина. Перед столичной публикой выступил также дирижер, заслуженный деятель искусств России Вадим Венедиктов, лауреат международных конкурсов Татьяна Колесова, народный артист СССР Василий Лановой, а также музыковеды Георгий Кантор и Жанна Дозорцева из Москвы.

Автор: Арслан Камал
Источник: http://www.tatar-inform.ru/kraya/?ID=26356

Comments are closed.